Жажда подвигов

Жажда подвигов

Почему нужно поддерживать детей в их высоких романтических устремлениях? Какие черты характера они помогают сформировать у юных душ? Нашу читательницу, маму восьмилетнего сына, консультирует православный психолог из Москвы Татьяна Львовна Шишова.

— Я, как любая мама, конечно, хотела бы, чтобы жизнь моего ребенка была как можно более безопасной. А героические поступки всегда связаны с риском…

— Да, жизнь героя отнюдь не безопасна. И тем не менее стремление ребенка к подвигам надо всячески поощрять. Почему? Ведь потакая мечтам о геройстве, мы сами как бы толкаем свое чадо к поступкам, далеко не безвредным для его здоровья или даже жизни.

Все верно. Но, во-первых, пока это только мечты. А во-вторых, желание быть героем дает маленькому человечку верные морально-нравственные ориентиры. Он как бы проигрывает в своей голове экстремальные ситуации, чтобы в нужный момент не растеряться и повести себя в них правильно.

Вы же не хотите, чтобы ваш подросший и возмужавший сын был способен остаться равнодушным в ответ на просьбу о помощи?

— Трусость в своем ребенке развивать совсем не хочется. Но это, что называется, другая крайность. А есть ли золотая середина?

— Когда мы оберегаем ребенка от благородного желания стать героем, мы, сами того не желая, делаем его трусом. Сами посудите, какие аргументы мы можем привести, пытаясь вернуть сына из его фантазий на землю? А очень простые.

Мы можем расписать печальные и вполне реальные последствия его мечтаний. Рассказать ему, например, как ужасно болят и очень долго заживают ожоги. Или даже о том, что из горящего дома можно вообще не выбраться и сгореть в нем вместе с тем, кого ты стремился спасти из огня.

Но в том и дело, что смелый человек потому и смелый, что способен действовать, несмотря на опасность. Он способен рисковать. Он способен справиться со своими страхами, перебороть их. А мы своими правдивыми разъяснениями как бы говорим — не суйся туда, где опасно. Бойся, когда страшно. Иди на поводу своего страха.

Вот и получаем сегодня невротизацию подрастающего поколения. Среди дошкольников и младших школьников самая распространенная психологическая проблема — страхи. Навязчивые, изматывающие неокрепшую нервную систему ребенка.

— Но ведь придет время, ребенок подрастет, станет самостоятельным и начнет реализовывать свои детские мечтания — искать себе на голову приключений. Какая же тревожная тогда начнется у родителей жизнь!

— Парадокс заключается в том, что ребенок, воспитанный на верных героических примерах, как раз не ищет себе на голову приключений. Он реагирует на те ситуации, которые ему предлагает жизнь. Причем реагирует верно. А вот в авантюры не ввязывается. К авантюрам как раз склонны те подростки, которые чувствуют в себе романтические порывы, но что с ними делать — не знают. Они пытаются быть крутыми. Порой начинают заниматься чрезмерно травмоопасными видами спорта. Участвуют в стычках футбольных фанатов. Пробуют наркотики.

Чтобы жизнь подростка не развивалась по такому печальному сценарию, нужно об этом позаботиться, пока ребенок еще мал. Читать ему верные книжки. В том числе и книжки о героях. Только лучше, чтобы герои эти были соотечественниками вашего ребенка. Дети обычно откликаются сильнее на истории о людях одной с ними крови.

Маленькому ребенку можно читать сказки, былины о русских богатырях. А ребенку постарше — повести, рассказы. Например, истории В. Крапивина о почти мушкетерской чести современных мальчишек и морской романтике. Можно взять и произведения советских авторов — скажем, А. Рыбакова.

Не важно, что они идеологически устарели. Поверьте, ребенок не обратит особого внимания на некоторые, так сказать, особенности тогдашних реалий. Главное, в этих книгах рассказывается о верной дружбе, взаимовыручке, о смелости и упорстве.

— Как научить ребенка правильно оценивать свои силы и силы противника? Ведь могут быть ситуации, когда лучше не лезть на рожон.

— Всему этому может научить только жизнь. И мы не должны этому препятствовать. Поэтому в воспитании ребенка важно не допускать гиперопеки.

Приведу очень показательный пример. Одного мальчика, назовем его Вова, до седьмого класса в школу водили мама и бабушка, пока его окончательно не задразнили. Парень взбунтовался и настоял на том, чтобы ходить в школу самому.

В первый же день его самостоятельное путешествие окончилось плачевно. По дороге домой Вову и троих его приятелей остановили хулиганы. Вовины одноклассники быстро сориентировались и ретировались. Они звали с собой Вову: «Бежим, что же ты стоишь!» Но он не двинулся с места.

В итоге он приобрел пару синяков и лишился карманных денег.

Почему трое мальчиков среагировали на опасную ситуацию быстро и адекватно, а Вова с ней не справился? Потому что, оказавшись на улице без мамы и бабушки, мальчик почувствовал себя абсолютно беззащитным и не смог быстро сориентироваться.

Чем позже ребенок выходит в «свободное плавание», тем более серьезные опасности его подстерегают.

— Я Вовиных родителей очень хорошо понимаю. Пока он сам из школы до дома дойдет, у родителей столько седых волос на голове прибавится.

— Разрешать ребенку быть самостоятельным — это, конечно, риск. Без риска родителям жить спокойнее. Но спокойствие-то — за счет ребенка. Ибо каждый его самостоятельный шаг есть репетиция. Чем больше репетиций, тем полноценнее сыграет он спектакль под названием «Жизнь».

Прежде чем предложить ребенку сделать какой-то новый самостоятельный шаг, нужно с ним его тщательно отрепетировать. Вот, к примеру, вы сто раз переходили со своим ребенком дорогу на светофоре. Вы думаете, что он легко сумеет это сделать самостоятельно? Ничуть не бывало!

Он всегда шел рядом с вами на автомате. Чтобы научить ребенка переходить дорогу, нужно на какой-то период поменяться ролями. Пусть теперь он вас переводит через дорогу. И только убедившись, что сын или дочка уже уверенно выступают в роли вашего проводника, можно предлагать ребенку действовать самостоятельно.

— Воспитанный на романтических идеалах, не будет ли сын в нашем сегодняшнем обществе белой вороной? Люди больше сегодня пекутся о материальной выгоде, о собственном благополучии.

— К сожалению, наше общество сегодня духовно нездорово. Поэтому ориентироваться на его идеалы не стоит.

Да, возможно, романтически настроенный ребенок и будет выделяться на общем фоне сверстников. Но для него, поверьте, это не будет серьезной травмой. Потому что человек с верными нравственными ориентирами всегда сможет разобраться, к чьему мнению, к чьей оценке ему стоит прислушиваться. А на кого обращать внимания не нужно.

Скажу с уверенностью — невозможно вырастить психологически здорового человека, если не предлагать ему в период его формирования возвышенно-романтические, героические идеалы. Потому что стремление к ним у ребенка, что называется, в крови. Наверняка многие родители не раз задавались вопросом: «И откуда в моем ребенке это донкихотство, эта жажда подвигов?

Ответ прост. Есть такая вещь, как родовая память. Люди всегда стремились к подвигам. Без них невозможна сама жизнь.

А теперь представим себе ребенка в нынешних обстоятельствах. С одной стороны — общество, которое сегодня, если называть вещи своими именами, разрешает и даже поощряет трусость. С другой стороны, глубинная потребность подрастающего человечка в романтической героике. Как быть?

Такое разнонаправленное давление неминуемо вызывает серьезный стресс. Психика теряет точку опоры и, соответственно, равновесие. Отказ от традиционной нравственности и приводит к невротизации подрастающего поколения.

Поэтому, если родители действительно заботятся о здоровье своего ребенка, им нужно как можно скорее перейти на его сторону. Поддержать его романтические устремления, верно направить их.

Пусть он узнает о радости «бесполезной» дружбы и бескорыстной помощи, о вечной любви, о работе не только ради денег, о том, что не все и не всех можно купить. Не бойтесь, что он вырастет оторванным от жизни. Окружающая действительность ему этого не позволит. Но смотреть на нее он уже будет через призму настоящих ценностей.

Екатерина Ковалева