Двенадцать из ста наших малышей в той или иной степени страдают расстройствами речи. Причем многие – с раннего детства. Сегодня об этой проблеме рассказывает руководитель Федерального центра патологии речи и нейрореабилитации, член-корреспондент Российской академии образования, профессор В. М. ШКЛОВСКИЙ.
– Виктор Маркович, отчего возникают такие расстройства?
– Если говорить о первопричинах этих нарушений, то чаще всего они бывают связаны с токсикозами или какими-то иными заболеваниями мамы в период беременности, неудачными родами, при которых возникает асфиксия, нейроинфекциями или высокотемпературными заболеваниями младенцев. Во всех названных случаях оказываются поврежденными структуры мозга, которые ведают развитием ребенка. И тогда можно опасаться всевозможных расстройств речи, связанных с задержками физического и психического развития детишек.
Кроме того, малыши очень часто падают и ударяются головками. Вначале это как будто не имеет никаких последствий. А потом у ребенка может появиться гематома и, как следствие, – нарушение высших психических функций. Много несчастий происходит на улицах – автомобильные катастрофы, наезды на ребятишек. Это очень тяжелые случаи, и нам приходится долго и мучительно заниматься с пострадавшими.
– Могут ли родители как-то повлиять на этот процесс?
– Безусловно. Первые слова обычно ребенок произносит в девять – десять месяцев. После года он уже знает довольно много слов, у него появляется фразовая речь. В случаях, когда этого не происходит, задача педиатра, не теряя драгоценного времени, направить такого малыша, во-первых, к детскому невропатологу и, во-вторых, к логопеду, который обязан с этим ребенком работать. Но, к сожалению, очень часто логопеды родителям заявляют, что "это само пройдет", и на том успокаиваются.
Коррекционные занятия с ребенком – очень сложный процесс как для логопеда, так и для него самого. Малыш должен научиться слушать и запоминать, что ему говорят, артикулировать, грамматически правильно строить фразы. Кстати, родителям нужно непременно присутствовать на этих занятиях, учиться у логопедов их методам работы с детьми, чтобы заниматься с ними и дома. И вот только тогда можно достигнуть серьезных успехов, подготовить ребятишек к школе.
– А что происходит, если родители при задержках речи у малышей не сразу обращаются к педиатру или верят логопеду, что "это пройдет" само собой?
– У нас в стране отработана система: ребенок проходит в поликлинике консультативный прием, и, если обнаруживается какое-либо отклонение, его посылают на медико-педагогическую комиссию. А комиссия, если есть в том необходимость, дает ему направление в специализированный детский садик. Раньше, чтобы малыш попал в такой садик, нужно было ждать, когда ему исполнится пять лет, сейчас туда принимают с двух-трех лет. Но в процессе хождения по всем этим приемам и комиссиям упускается момент, ведь лечение нужно начинать как можно раньше.
Теперь в некоторых школах – и в Москве, и в других городах – существуют специальные коррекционные классы, где программа ведется в более замедленном темпе. Вместо того, чтобы учиться или, точнее, мучиться в первом и втором классах, ребенок за два года спокойно проходит программу первого класса. Но зато дальше он выравнивается и идет в массовую школу.
– А излечимо ли заикание?
– Это тоже очень во многом зависит от родителей. Заикание может появиться у ребенка и в два года, и в три, и в четыре. Как только обнаруживаются его первые признаки, буквально в тот же день нужно обратиться к специалисту.
Когда возникает заикание, малыш начинает повторять слоги или целые слова. Он торопится высказать свою мысль, а у взрослых не хватает терпения его выслушать. Ребенок начинает нервничать, у него нарушаются дыхание, произносительная и артикуляторная функции. Затруднения с речью усугубляются, и исправить потом это безумно трудно. Кстати, особенно часто подобное случается в интеллигентных семьях. Очень озабоченные своим делом родители не обращают внимания на нарушения в речи ребенка, и в результате он становится инвалидом. Потому что заикание – это инвалидность.