Новая работа




Как справиться с проблемами, с которыми может столкнуться женщина в
новом коллективе, нашим читательницам советует заведующая консультацией
московского Центра психотерапии и консультирования при Институте
психологии РАН Анна Игоревна ЛАКТИОНОВА.



– Молодые девушки, только что окончившие институт и начинающие свой трудовой путь, оптимистичны и полны сил, настроены на успешную карьеру. С какими проблемами могут они столкнуться?
– Молодая женщина, не имеющая опыта работы в коллективе, должна, прежде всего, выбрать правильный стиль поведения. Главное – постараться соответствовать своей должности и имиджу фирмы. На самом деле это не так просто, как кажется. Всегда есть опасность того, что девушка произведет впечатление либо излишне юной и легкомысленной особы либо чересчур самоуверенной женщины. Стрессовые ситуации и конфликты станут в этом случае неизбежными.
– То есть, в первую очередь женщина должна позаботиться о своем имидже?
– Да. И это несложно. Правил хорошего тона, придерживаться которых абсолютно необходимо, не так уж и много. Первое – это ваш внешний вид и манера держаться. Большую ошибку совершают женщины, недооценивая роли выбора одежды, соответствующей возрасту и должности. Внешний вид современной деловой женщины должен говорить о статусе, доверии и авторитете. Чем солиднее фирма, в которую вы устроились, тем строже должен быть ваш деловой костюм.
Причем цвет его тоже имеет значение. Черный – цвет власти. Синий – цвет интеллектуала, синий с контрастной белой полоской олицетворяет непобедимость и мудрость. Коричневый – цвет более мягкий и дружелюбный. Однотонный костюм бежевой или светло-серой гаммы подчеркивает готовность к диалогу.
Поэтому желательно выбрать брючный или обычный костюм теплых тонов с небольшими плечиками, неброский и естественный макияж и минимум украшений. Деловой стиль не допускает также джемперов и вязаных жакетов, мини-юбок и шпилек, прозрачных и декольтированных блузок.
Если вы переусердствуете в своем стремлении выглядеть привлекательно, то дадите тем самым повод не воспринимать вас всерьез. Повышенное внимание мужчин и неодобрение со стороны женщин-коллег значительно осложнят жизнь. И ваша карьера закончится, так и не успев начаться.
Одну из главных частей имиджа составляет умение правильно общаться. Будьте ровны и доброжелательны со всеми, старайтесь по возможности внимательно выслушивать собеседника, говорите мягко, негромко и избегайте многословия. Соблюдайте дистанцию: не стоит посвящать коллег в подробности своей личной жизни. Так же, как и принимать участие в обсуждении деловых и личных качеств кого-то из сотрудников или руководства. Чаще улыбайтесь и старайтесь замечать в людях больше хорошего. Совершенно недопустимо подчеркивать свое превосходство в материальном или семейном благополучии и в возрасте.
– А если женщина назначена на руководящую должность в коллектив, который ожидал видеть на ее месте другого человека. Как ей быть в таком случае?
– Действительно, ситуации, когда женщина сталкивается с противостоянием коллектива, возникают достаточно часто. Причем иногда положение усугубляет возрастной фактор: женщина может попасть в коллектив, где будет моложе всех. Что можно порекомендовать? Очень спокойное, уважительное отношение к сотрудникам, ни в коем случае не пренебрежение. Продемонстрируйте свое твердое нежелание усугублять конфликт. Ситуацию, когда критика необходима, амортизируйте признанием достоинств и заслуг вашего подчиненного. Попробуйте наладить отношения с коллективом, не прибегая к помощи начальства. И, конечно, ежедневно доказывайте свою компетентность и уверенность в том, что делаете.
Те же рекомендации уместны и в случае, когда конфликт возникает между равными по служебному положению людьми. Столкновение интересов и мнений по некоторым вопросам неизбежно для любого коллектива. Лучшее, что вы можете сделать, – это изложить свою позицию и отказаться от дальнейших споров. Не выплескивайте свои эмоции на коллег и не воспринимайте все слишком лично.
– Бывает и так, что женщину-новичка сотрудники сразу предупреждают о том, что на этом месте еще никто долго не задерживался. Она начинает нервничать и неизбежно совершает ошибки. Что бы вы посоветовали ей?
– Ни в коем случае не драматизировать ситуацию, предварительно в ней не разобравшись. Возможно, большая текучесть кадров связана с нежеланием руководства повышать зарплату. Либо с неуживчивым характером начальника. И это не ваша вина! Не теряйте уверенности в себе и опять же старайтесь не вступать в обсуждение этого вопроса со своими коллегами.
– По данным опросов, каждая пятая женщина страдает от грубости или излишней предвзятости по отношению к ней начальства. Как правильно защитить себя?
– Женщины часто воспринимают замечания как критику не только профессиональную, но и направленную лично против них. Если ваш начальник разговаривает на повышенных тонах не только с вами, то, возможно, он просто переживает в данный момент трудности личного характера. Либо его выводят из равновесия трудноразрешимые производственные проблемы. В любом случае не следует расценивать гнев руководителя как личное оскорбление и повод для увольнения.
– Женщина едва начала работать на новом месте, а ее уже начали загружать дополнительной работой, не оговорив при этом размеров денежной компенсации. Как ей в этом случае следует поступить?
– Во-первых, ни в коем случае не стоит отказывать руководству в просьбе выполнить дополнительную работу. Однако не забывайте при этом, что излишняя безотказность может серьезно навредить вам в будущем. Поэтому попробуйте как можно быстрее разобраться в ситуации: действительно ли она вызвана серьезной производственной необходимостью? Не исключено, что это всего лишь проверка вашей исполнительности и готовности жертвовать своим временем ради интересов фирмы. Тщательно взвесьте все “за” и “против”, оцените свои реальные возможности, перспективы роста и принимайте решение. Вы избавите себя от дальнейших конфликтов, если вовремя доведете до сведения руководителя свою позицию по этому вопросу.
– Как быть в ситуации, когда женщина по каким-то причинам не может принимать участие во встречах коллектива в неформальной обстановке?
– Отношения в этом случае следует строить на основе разумного компромисса. Скажем, ваши новые коллеги по работе приглашают вас принять участие в вечеринке либо поездке за город, а вы не можете поддержать компанию. По материальным соображениям или из-за того, что будет возражать ваш муж. Вы должны найти компромисс. Может быть, достаточно будет поучаствовать в одной такой встрече и отказаться под благовидным предлогом от других. Если женщина постоянно, каждый день, будет относиться к своим коллегам уважительно, доброжелательно и спокойно, то ее отказ “поддержать компанию” не будет воспринят как противопоставление. А если же она ведет себя настороженно и высокомерно, то даже постоянное участие в неформальных встречах коллектива мало что изменит. И вообще, очень часто высокомерие напрямую связано с неуверенностью в себе. Общий язык с коллективом можно найти, только уважая его. Даже если вы с чем-то не согласны, никогда не говорите: “у вас все было не так, надо жить и работать по-другому”.
– С какими проблемами может столкнуться женщина при выходе на работу после длительного перерыва, например, отпуска по уходу за ребенком?
– Первое – это неуверенность в собственных силах, ощущение того, что многое прошло мимо нее. Она уже не очень уверена в своей компетентности, хотя в своем сознании она еще осталась той юной девушкой, которая когда-то была успешной. Но прошли годы, за то время, что она занималась только ведением домашнего хозяйства, жизнь ушла далеко вперед. То есть, женщина приходит на работу в совсем ином внутреннем качестве. Ей уже приходится не только доказывать коллективу, что она что-то может, но и доказывать то же самое самой себе.
Что можно порекомендовать такой женщине? Во-первых, нужно помнить, что это происходит со всеми. Относитесь к этой внутренней неуверенности как к нормальному явлению. Пройдет совсем немного времени, и все станет на свои места.
Еще одна проблема, с которой может столкнуться такая женщина. Социальный статус изменился, от нее ждут немного другого поведения, а она все еще продолжает ощущать себя юной девушкой, только что окончившей институт. Такая женщина должна самой себе сказать: “я могу быть самостоятельной”. Не нужно обращаться лишний раз с вопросами, ведь многие ответы можно найти самой. Используйте любую возможность войти в курс дела, а если уж действительно надо что-то спросить, то спрашивайте с позиции равного. Коллектив легче принимает уверенного в себе человека.

P.S. Центр психотерапии и консультирования при Институте психологии РАН проводит бесплатные психологические консультации для жителей Останкинского и Алексеевского районов, а также для социально не защищенных граждан г. Москвы. Центр проводит набор студентов любого возраста для получения второго высшего психологического образования. Контактный телефон: 283-51-50.

NULL