Одиночка в коллективе

Одиночка в коллективе

Руководители, как правило, ищут для своего коллектива человека общительного, активного, способного легко уживаться с другими. Словом, командного игрока. А если вы — интроверт, одиночка по натуре? Значит, офисная карьера не для вас?

Вовсе нет, — считает московский психолог Евгения Николаевна Кучеренко, сертифицированный тренер личностного роста, коуч (www.meetyourself.ru). — Нужно просто придерживаться определенных правил поведения в новом коллективе.

Что за птица?

Одиночки обычно стремятся найти такую работу, чтобы как можно меньше общаться с другими людьми. Но бывают ситуации, когда человеку замкнутому приходится вливаться в коллектив. Например, в этой фирме он может получить какой-то новый опыт. Или здесь есть возможность карьерного роста. Или его привлекает уровень заработной платы.

Во всех остальных случаях вряд ли стоит ломать себя и приспосабливаться к коллективу. Зачем стараться стать своим в фирме, которая вас не особо интересует? Лучше уйти во фриланс, частную практику или открыть собственное предприятие.

Поэтому, если вы чувствуете себя одиночкой, перед началом решительных действий выпишите в два столбика все плюсы и минусы, которые вы получите от работы в офисе, и оцените свои перспективы. Стоит ли игра свеч?

В индивидуальном порядке

Одиночки бывают двух типов: единоличники — индивидуалисты, предпочитающие действовать самостоятельно. И интроверты: от природы замкнутые личности, сложно идущие на контакт.

Индивидуалисты — это люди, как правило, с высокой самооценкой, уверенные, что они могут сделать все лучше и быстрее других. Они по доброй воле изолируют себя от «массы подобных», чтобы эффективнее достигать своих личных целей. Но это не эгоисты: единоличники могут вносить большой вклад в общее дело, быть генераторами идей и разработчиками планов. Просто делать это они предпочитают в одиночку.

Индивидуалисты не особо жалуют окружающих. Им трудно смириться с тем, что их заработная плата зависит не только от собственных достижений, но и от результатов работы всей команды. Их личные цели являются приоритетными и часто не соответствуют групповым. Попадая в коллектив, такой человек остается сам по себе. Он предпочитает действовать, не обращаясь за  помощью к окружающим.

Люди этого психотипа часто бывают незаменимыми и ценными сотрудниками, от которых зависит успех общего дела. И мудрые начальники это понимают. Если вы видите, что вам попался именно такой руководитель, попробуйте договориться с ним об особых условиях для вас.

Например, вы будете контролировать только свой участок работы и выполнять большую часть дел самостоятельно. Но при этом станете присутствовать на общих собраниях, «летучках» и координировать свою деятельность с коллегами. Так вы сумеете вписаться в коллектив на собственных условиях.

Однако нужно помнить: оторванность от людей не может быть абсолютной. Чтобы стать ценным сотрудником, надо постоянно держать «руку на пульсе», то есть периодически устанавливать нужные контакты. Вне общества личная уникальность индивидуалиста теряет всякий смысл.

Выйти из скорлупы

У интровертов история другая. Чаще всего с самооценкой у них все не так радужно, как у индивидуалистов. А налаживание отношений с другими затруднено. Если индивидуалист просто не видит смысла подключать к решению задачи кого-то постороннего, то интроверт в принципе не может работать в постоянной связке с другими. Эффективность и скорость его деятельности резко падает, когда приходится иметь дело с напарниками.

Интроверты предпочитают «вариться в своем соку»: свободное время они охотнее проводят в одиночестве, а не в шумной компании. Им сложно приспосабливаться к требованиям внешнего мира. Они лучше работают сами по себе, делают все в срок и аккуратно, обладают развитым чувством ответственности и прекрасно выполняют индивидуальные поручения. Так в чем проблема?

Довольно часто интроверсия сопровождается неуверенностью в себе и нежеланием привлекать к себе внимание. Интроверты не любят неожиданных ситуаций, резкой смены планов, спонтанных визитов и телефонных звонков. Они не умеют поддерживать светские беседы и заполнять возникшие паузы ни к чему не обязывающими разговорами. И в результате невольно становятся чужаками в коллективе. Люди боятся и не любят таких.

Если вы интроверт и вам надо влиться в новый коллектив, лучше всего сначала обратиться к психологу. Не потому, что интроверсия является каким-то психическим отклонением. Это совершенно здоровый тип личности. Но только специалист поможет вам осознать ваши слабые стороны. Поработает над повышением самооценки. Научит, как перенаправить внимание на свои сильные стороны.

Как выжить одиночке?

  1. С первого же рабочего дня четко оговорите с начальством круг своих должностных обязанностей. И максимально его придерживайтесь. Довольно часто интроверты, зная о своей способности становиться непопулярными, берут на себя чрезмерно много функций, чтобы произвести благоприятное впечатление. В результате превращаются в сотрудников «на побегушках», погребенных под грудой чужой работы и не успевающих делать свою собственную. При этом загадочным образом они становятся виноватыми во всех промахах коллектива.
  2. Интроверты, как правило, принимают проблемы других близко к сердцу. Желая влиться в коллектив, они пытаются стать хорошими абсолютно для всех. А это непосильно даже для самых харизматических личностей.Чрезмерное включение в проблемы других может закончиться серьезным стрессом для интроверта. И ему долго придется восстанавливать душевное равновесие наедине с собой. Чтобы этого не произошло, старайтесь ровно и доброжелательно общаться со всеми. Избегайте сплетен и разговоров tet-a-tet в курилке.
  3. Не пытайтесь искусственно прослыть весельчаком и душой компании. Позвольте себе быть замкнутым и застенчивым. Если вы сами не будете видеть в этом проблемы, другие тоже перестанут на ней фокусироваться.Главное — не путать уединенность с высокомерием — ни в коем случае не демонстрируйте, что считаете себя выше других. «Умников» никто не любит!
  4. Не стройте из себя жертву, иначе соблазн «забить вас камнями» будет слишком велик. Лучше всего проявить инициативу и выступить с двумя-тремя предложениями по решению конкретного вопроса. Так вы убьете сразу двух зайцев: сослуживцы будут заняты не вашей драгоценной персоной, а рассмотрением предложенных вариантов. Начальник же обрадуется вашей энергичности.
  5. Обратитесь за рабочим советом к наиболее популярному члену коллектива. Если вы новичок, попросите его рассказать о внутренних порядках фирмы. Практика показывает, что люди больше ценят и помнят свою помощь другим, нежели чужую —
  6. себе. Кроме того, остальные коллеги увидят пример вашего удачного общения и последуют по стопам лидера.Если вы чувствуете, что сослуживцы — люди явно не вашего круга, ограничьте контакты с ними деловыми вопросами. Друзей можно поискать в другом месте, а на работе достаточно наладить хорошие отношения.
  7. Без взаимовыручки и поддержки в офисе не выжить. Ведь ситуации в жизни случаются разные. Не отворачивайтесь от коллег, сдавайте деньги на общие праздники и дни рождения, не игнорируйте социальную жизнь коллектива. В конце концов, вы можете уйти с вечеринки пораньше. Но нужно хотя бы появиться там, перекинуться парой слов с сослуживцами.
  8. Помните, люди с удовольствием общаются с теми, кто проявляет к ним искренний интерес. Ключевое слово здесь «искренний», потому что интуитивно каждый из нас чувствует, когда от него что-то хотят, а когда просто хорошо к нему относятся.У интровертов есть природная склонность фокусироваться на своих внутренних переживаниях, жить в своем мире, им не требуются внешние стимулы, чтобы ощутить богатую палитру чувств  и эмоций. Поэтому поначалу переводить свое внимание на окружающий мир будет непривычно. Однако этот навык успешно поддается развитию. А наградой послужат доброжелательные и теплые отношения с коллегами. Пожалуй, это один из главных секретов того, как вписаться в коллектив.
Галина Карпова