Раннее развитие

«Я начиталась литературы по раннему развитию детей. Кто-то говорит, что дети чуть ли не с двух лет могут поэмы писать, не говоря про письмо и чтение. Другие утверждают обратное. Кому верить и что для ребенка действительно полезно?»

Елена Гребцова, г. Москва.

Отвечает доктор психологических наук, заведующая лабораторией психического развития дошкольников Психологического института Российской академии образования, заведующая лабораторией раннего возраста Московского государственного психолого-педагогического университета Елена Олеговна Смирнова.

 

 

 

Мода на интеллект

 

Раннее развитие детей по различным методикам – очередная мода. Сегодня только и слышим: главное для каждого человека в наш «информационный век» – интеллект. Этот аргумент и подкупает многих родителей. Мамы решают, что ребенок должен получать солидные интеллектуальные нагрузки буквально с пеленок. В этом они видят залог успешной карьеры. Увы, это распространенное мнение ошибочно. Жизнь показывает, что одно с другим не связано.

 

Чаще всего детей так воспитывают образованные женщины от 25 до 35 лет. Они вкладывают в своего единственного ребенка все то, чего сами недополучили в детстве. Или другой мотив: таким образом реализуют свою творческую энергию. К сожалению, чаще всего они не задумываются: а так ли необходимы эти занятия самому ребенку?

 

Бывает и так, что обучение ребенка всего лишь повод продемонстрировать знакомым его необыкновенные способности.

 

После очередной просьбы: «Покажи тете Лене, как ты читаешь!» двухлетний малыш соображает: я занимаюсь чтением для того, чтобы удивить маминых подруг. И тогда чтение становится самым нелюбимым занятием. Вот пример из жизни.

 

У моих знакомых чудесный полуторагодовалый малыш. Недавно подарила ему дивную книжку: глянцевую, нарядную, с картинками во всю страницу. В первые секунды Никита просто вцепился в нее. И вдруг заревел, швырнул книгу и зарылся лицом в мамины колени. «Что это с ним?» – удивилась я. «А он слова увидел: «мама», «папа». Мы его читать учим по одной методике. Он буквы ненавидит уже», – пояснили мне родители.

 

Вот так плоды обучения. Возможно ли будет потом этому ребенку привить любовь к учебе? Да и как?

 

 

 

Развивать –

не обучать

 

Многие родители смешивают два понятия – раннее развитие и раннее обучение

– в одно. А это принципиально разные вещи. Развитие ребенка происходит с самых первых дней. Наиболее интенсивно он развивается в первые месяцы и годы жизни. В раннем возрасте формируется психическое развитие ребенка. В первые три года жизни закладываются наиболее фундаментальные способности: любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям. Целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция.

 

В последнее же время под этим самым развитием часто понимают приобретение знаний и навыков. Ребенка пичкают буквами и цифрами. Хотя – вот корень зла – к развитию это никакого отношения не имеет.

 

Более того, раннее обучение не только не развивает ребенка, но и тормозит, как ни удивительно, нормальное развитие. Ведь развитие это прежде всего формирование у малыша инициативности, самостоятельности, интереса к окружающей жизни. Оно возможно только в активной деятельности самого ребенка. Он, например, уже развивается, когда собирает кубики и пирамидки, что-то шнурует, складывает мозаики.

 

Развивающее значение имеет только тот опыт, который проходит через его ручки, эмоции, сознание. Это доказано специалистами. В возрасте от года до трех главное для ребенка – чувственный опыт. Малыш должен все трогать, разбирать, смотреть, как все устроено. Вся радость в том, что он сам что-то делает. Видит, как из этого что-то получается или не получается. Он познает мир своими руками, глазами, чувствами. Бесценный, естественный опыт.

 

 

 

Обучение – малышу мучение

 

Когда же годовалому ребенку показывают, где красный, а где зеленый, где «А», а где «Б», он не развивается. Просто механически запоминает то, что хотят взрослые. Возьмем, к примеру, обучающую методику Домана. Она заключается в том, что ребенку показывают карточки со словами. Для малыша это неосознанная, неосмысленная деятельность. Ребенок не понимает, зачем это надо запоминать. Для него карточки абсолютно бессмысленная вещь.

 

Если следовать этой системе, он действительно начнет читать. Но эта методика основана сугубо на механических связях. Дети на уровне условных рефлексов различают, где «м», где «п», где «ма», где «па». Запоминают, но не понимают. Для настоящего развития, о котором мы мечтаем, эта методика ничего не дает. Согласитесь, умение читать в два года от роду вовсе не означает, что малыш понимает чтение. Более того, такое умение отнюдь не будит любви к чтению. Напротив, часто ребенок не хочет читать. Так толку не будет. Не тратьте на это свои и детские силы.

 

Чтение – это всего лишь инструмент. Любой ребенок в определенном возрасте обязательно научится читать. Торопить ребенка с обучением чтению ни в коем случае нельзя. К пяти годам у него возникает естественный интерес к слову. Он начинает слышать звуки, играть словами. Понимает, что есть слова похожие, в них есть одинаковые звуки. Сам спрашивает, где какая буква. Вот тогда родителям следует отвечать на его потребности. Если малыш таких вопросов пока не задает, значит, он еще к этому не готов. Потребность в чтении заложена в нем на генном уровне и в определенном возрасте.

 

В большинстве своем детские психологи сегодня категорически против раннего обучения. Обучение тормозит собственную активность, инициативность ребенка. Это в свою очередь снижает его творческие способности. Такие дети не умеют организовать свою деятельность. Они все время ждут, что им скажут или покажут. Никакой самоорганизации. По мере взросления у них возникает тревожность, страх перед неправильным ответом и невысокой оценкой. Страх что-то не так сделать блокирует творческие и познавательные способности: любопытство, удивление. Таковы плоды раннего развития.

 

 

 

Что полезно?

 

Самая лучшая методика развития детей – общение и игра. И лучше никто ничего пока не придумал. Не лишайте своих малышей такой простой радости: играть, катать машинки, рисовать. Если хочется чему-то научить – не стоит выделять для развития определенное время, просто включите это в игру. Давайте как можно больше правильных игрушек. Таких, с которыми можно играть: катать, складывать, строить. Поддерживайте его интерес к открытиям, удивляйтесь вместе с ним. Показывайте картинки, на которых он бы узнавал какие-то события своей жизни, называл их. Главное, вызывать его радость, эмоции, заставлять самому что-то сделать, творить.

 

Не следует говорить ребенку: смотри, сейчас я буду тебя учить. Пусть он занимается тем, что ему интересно, а не тем, что у вас сейчас по расписанию. В процессе любой игры знания как бы вводятся сами. Ни в коем случае не требуйте после игры, чтобы ребенок ответил, чему он научился.

 

Если малыш не ходит в детский сад, его полезно водить в развивающие кружки. Но прежде чем записать туда ребенка, узнайте, чем с ним будут там заниматься. Следует исключить механическое зазубривание букв, цифр и каких бы то ни было знаний. Там он должен научиться общаться со сверстниками. Вместе играть, держаться за ручку, водить хоровод, петь песенки. Очень простые вещи. Сложные тоже никуда от него не уйдут.

 

Дома можно заниматься с ним по программе «Первые шаги». Это методички по физическому воспитанию, развитию речи, познавательной активности. Они предназначены для ясельных групп детского сада. Сейчас такую же методичку разрабатывают специально для родителей. В ней огромное количество игр и занятий с детьми в возрасте от года до трех лет. Направленных на развитие способностей малышей, а не на никому не нужную зубрежку.

NULL