Страсть к красоте

Почему россиянки так любят процесс покупки и использования косметики?


На этот вопрос попыталась ответить Сьюзан Глассер, журналист влиятельной американской газеты «Вашингтон Пост». Редакция попросила прокомментировать ее выводы частного психолога из Москвы Анну Пуделко и известного американского экономиста, профессора Тайлера Коуэна из Центра исследования общественного выбора Университета Джорджа Мэйсона в Фэйрфэксе, США.


«Русские женщины уделяют очень много внимания тому, как они выглядят в глазах окружающих, особенно мужчин. Многие тщательно наносят макияж, даже если просто идут в булочную. Они не верят в красоту саму по себе. Красота должна быть “сделанной”».
Анна Пуделко: Вряд ли можно считать странным то, что женщина хочет быть привлекательной в глазах мужчины. Однако привлекательность не всегда определяется количеством косметики на лице.
Женщина, не уверенная в своей красоте, пытается скрыть проблему за слоем пудры и румян. Но ведь вы не сможете всю жизнь скрывать свое лицо за слоем макияжа.
Конечно, большую роль играют традиции и окружение. Женщина, работающая в крупной компании, занятая карьерой, никогда не будет превышать границ дозволенного в макияже. Но если девушке с детства  внушили мысль о том, что ее основная задача – удачно выйти замуж, она, скорее всего, будет уделять гораздо больше внимания украшению своей внешности.
Тайлер Коуэн: Женщины особенно рьяно сражаются за внимание мужчин, когда это важно для их социального положения. Активное использование декоративной косметики традиционно отмечается в странах с неравенством в доходах и системой социальных барьеров. В данный момент все это характерно и для России.
Многие россиянки из не очень состоятельных семей имеют возможность получить отличное образование. Но этого часто бывает недостаточно для того, чтобы пробиться на верхушку социальной лестницы. Однако в сочетании с привлекательной внешностью образованность дает им хороший шанс на удачное замужество.
Здесь есть и еще одна проблема. «Тяжелый» макияж служит определенным сигналом для окружающих, информацией о социальном статусе и доходах его обладательницы. Сейчас в Европе в прямом смысле растет «ценность» натурального макияжа.
«Хорошая косметика стала неотъемлемой частью высокого качества жизни в России. Покупка баночек и флакончиков известных фирм для россиянки – элемент престижа и удовольствие».
Анна Пуделко: Подобная закономерность распространяется не только на косметику. Одежда, обувь или сумочка престижной марки – точно такой же элемент статуса. Отличие в том, что логотип на сумке или кофточке часто бросается в глаза, а нанесенные на веки тени «молчат» о своем производителе. Скорее всего, косметика  становится предметом обсуждения с подругами. Кроме того, элементом престижа становится сам процесс покупки. Для многих это к тому же настоящее удовольствие.
Замечательно, когда такие посещения действительно приносят радость и служат для того, чтобы купить действительно нужную вещь. Но часто дамы буквально «подсаживаются» на этот приятный процесс. В этом случае частое посещение косметических магазинов может стать причин проблем – как материальных, так и личного характера.
Тайлер Коуэн: Президент косметического концерна Estee Lauder Леонард Лаудер ввел в свое время  термин «индикатор помады». Согласно его теории, когда человек не чувствует уверенности в своем будущем, он начинает «награждать» себя не очень дорогими подарками – такими, как тюбик помады.
Поэтому высокий уровень продаж таких мелочей свидетельствует о не очень хороших темпах развития экономики. И наоборот, если женщины покупают много косметики класса люкс, это говорит об их уверенности в стабильных доходах.
“Страсть к красоте” – это также способ борьбы со стрессом. Люди много работают, устают, потому и тратят столько денег в косметических магазинах. Это как глоток кислорода для тех, кто живет в этом сумасшедшем ритме».
Анна Пуделко: Действительно, современные женщины часто находятся в состоянии хронического стресса. И каждая выбирает свой вариант выхода из этого состояния. Кто-то увлекается сладостями, кто-то смотрит сериалы, кто-то курит, кто-то занимается спортом, а кто-то – покупает себе новую косметику.
Способ борьбы со стрессом – вещь индивидуальная. Но всегда лучше выбрать тот, который будет максимально полезным или, по крайней мере, не вредным для физического и душевного здоровья.
Косметика в качестве антидепрессанта – не самый худший вариант. Здесь можно выделить два способа снятия напряжения с ее помощью. В первом случае важен сам процесс покупки. А во втором на первый план выходит возможность поухаживать за собой с помощью нового крема или геля, «поиграть» с разными образами, используя новую помаду или тени.
Если косметика для вас – единственный способ снять стресс, стоит поискать другие варианты.
«Для многих россиянок сегодняшнее изобилие – это определенная награда за годы тотального дефицита. Тогда ароматерапия, SPA и антицеллюлитный крем были неизвестной и недоступной роскошью. Для многих женщин неутолимое желание обладать и использовать косметику является попыткой преодолеть это советское прошлое».
Анна Пуделко: Конечно, многие до сих пор помнят времена дефицита, когда достать более-менее хорошую пудру или тушь можно было только «по блату». Естественно, что в начале 90-х годов, когда прилавки магазинов наводнились баночками и тюбиками самых разнообразных марок, многие дамы принялись скупать их в немыслимых количествах.
Но за более чем десятилетнюю историю «свободного рынка» в нашей стране страсти улеглись, и сегодня российские женщины стали довольно-таки разборчивыми и привередливыми покупательницами. Тем более что женщина с хорошим вкусом, даже прожившая полжизни в условиях тотального дефицита, никогда не потеряет голову от обилия разноцветных баночек на прилавке.
Поэтому я бы не стала проводить такую четкую параллель между отсутствием косметики на советских прилавках и сегодняшним повышенным спросом. Тем более что целое поколение молодых женщин выросло в условиях широкого выбора и доступности косметики. Им не запрещали краситься школьные учителя, и в большинстве своем они могли выбирать свой стиль самостоятельно. В их случае свою роль при выборе стиля в макияже сыграло и играет то, как использовала косметику, например, мама или старшая сестра.
От редакции. Надо отметить, что для представителей западной культуры, где долгое время процветали законы феминизма, традиционный российский идеал женственности остается непривычным. В России так и не прижился популярный стиль «унисекс», у нас, независимо от модных тенденций, популярны платья и юбки, элегантные прически, высокие каблуки. Конечно, умеренность и хороший вкус никто не отменял. И злоупотребление косметикой никогда не придаст женщине шарма. «Косметическая зависимость» действительно существует – в этом наши эксперты единодушны. Мы выделили четыре основные причины ее возникновения:
1. Желание быстро избавиться от стресса.
2. Неуверенность в себе.
3. Экономическая нестабильность.
4. Привычка к дефициту.


Хотите узна
ть, есть ли у вас косметическая зависимость? Ответьте «да» или «нет» на шесть несложных вопросов:
Тест: есть ли у вас косметическая зависимость?
1. Я некомфортно чувствую себя на улице без макияжа.
2. Я покупаю новый предмет косметики как минимум раз в неделю.
3. Даже если я захожу в отдел косметики и парфюмерии «просто посмотреть», я не удерживаюсь от покупки.
4. Я часто покупаю косметику, а потом не пользуюсь ей.
5. Я люблю демонстрировать содержимое своей косметички подругам.
6. При ежедневном макияже я использую три и больше предмета декоративной косметики.
Если вы дали положительный ответ 4 и более раз, вы, скорее всего, склонны к косметической зависимости. Возможно, макияж для вас – это нечто большее, чем способ подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки. Попробуйте определить, почему косметика играет такую существенную роль в вашей жизни.

Алина БАЛТЕР