Конфета из аптеки
«В последнее время все чаще вижу в аптеках всевозможные продукты: воду, сладкие батончики, леденцы. Чем они отличаются от магазинных? Они полезнее?»
Галина Уланченко, г. Москва
Отвечает специалист по связям с общественностью «Аптечной сети 36,6» Светлана Вячеславовна Белкина.
– Какие продукты чаще всего продаются в аптеках?
– Их список довольно велик. Но все продукты, которые мы видим на аптечных витринах, можно разделить на две группы. В первую входят специализированные питательные смеси, так называемое энтеральное питание. Такие продукты зарегистрированы как лекарственные средства, хотя и используются в качестве питания. Смеси необходимы тем, кто из-за операции или по другой причине какое-то время не может кушать обычную твердую пищу. Они назначаются врачом. Купить их в магазинах нельзя – это аптечный эксклюзив.
Как исключительно аптечный продукт многие люди воспринимают и гематоген. Из 100 человек, приходящих к нам за лекарствами, 38 предпочитают взять его «в нагрузку». Но на самом деле гематоген может продаваться не только в аптеках, но и в магазинах.
– Я всегда считала, что это не просто сладкое лакомство, а лекарство. Это не так?
– В нашей стране производители имеют право регистрировать гематоген и как лекарственное средство, и как биологически активную добавку. В первом случае он может продаваться только в аптеках. Во втором – в любом продуктовом киоске. Особой разницы в свойствах при этом нет. Любой гематоген – и магазинный, и аптечный – стимулирует кроветворение и способствует лучшему усвоению железа.
– Понятно. Вы упомянули, что все продукты можно разделить на две группы. Что входит во вторую?
– Вторая группа продуктов питания мало отличается от магазинных. Точнее, от тех, которые можно найти в специализированных отделах супермаркета – диетическом, диабетическом, детском. Раньше таких отделов было немного даже в Москве. Поэтому люди с диабетом или другими проблемами могли найти подходящие им продукты только в аптеках. Сейчас здоровый образ жизни в моде – специализированные продукты можно купить и в продуктовых киосках, и в фитнес-клубах.
Тем не менее многие люди остаются верны аптечным продуктам. Например, среди наших покупателей очень популярны мюсли. По статистике, их доля составляет 21% от продажи всех товаров. А ведь этот продукт очень широко представлен в супермаркетах. Многие покупатели, помимо лекарств, берут минеральную воду – тоже магазинный продукт. Также покупают в аптеке леденцы и жевательную резинку.
– Получается, аптекам при выборе функциональной еды люди доверяют все-таки больше, чем магазинам?
– Да, это так. Аптеки ассоциируются со здоровьем. Именно поэтому продукты, продаваемые здесь, относятся исключительно к категории «Здоровое питание». Например – низкокалорийные продукты, заменители сахара, детская вода, фитнес-завтраки. Даже леденцы и конфеты здесь либо на фруктозе, либо с эфирными маслами лечебных трав, либо обогащенные витаминами и минералами. К тому же в аптеке, в отличие от супермаркета, можно получить профессиональный совет продавца-фармацевта, больше узнать о свойствах приобретаемого продукта.
Есть и еще одна причина, по которой покупатели приходят в аптеку. Это проверенный, надежный канал поступления товара от производителя. Здесь всегда стараются тщательно контролировать качество товара.
Конфеты от плоскостопия
Как лекарство продавали в старину и конфеты. Само слово «конфета» переводится с латыни как «приготовленное снадобье». Лакричные конфеты исходно применялись как слабительное. Мятные – для лечения свищей. А «Гусиные лапки» и вовсе использовались для лечения плоскостопия.
Были в почете и другие сладости. В России до 1917 года официально продавался в аптеках и считался лекарством мед. Его называли жидким золотом и вывозили, опять же в качестве лечебного средства, за границу.
Коварные напитки
А вот в Европе XVI века гораздо больше меда ценили шоколад – в виде напитка. Ему приписывались магические и лечебные свойства, за ним выстраивались очереди. Его мгновенно раскупали, хотя по цене шоколад затмевал некоторые заморские лекарства. Все прекратилось в середине XVIII века, когда во Франции открылись первые кондитерские, где каждый желающий мог полакомиться этим «волшебным» напитком.
Кроме того, шоколад не оправдал приписываемых ему лечебных
свойств – и его начали обвинять во всех бедах. Одна молодая особа писала подруге: «Советую тебе больше не есть шоколада. Моя знакомая ела его во время беременности и родила на свет совершенно черного ребенка».
Чай и кофе, пришедшие в Европу в XVII веке, тоже продавались поначалу в аптеках. Чай – потому, что люди были наслышаны о целебных свойствах этого таинственного восточного напитка. Кофе – потому, что очень боялись чрезмерного его влияния на психику. Этот напиток употребляли только по предписанию врача и даже подумывали запретить.
Алкогольные перипетии
Особые отношения сложились у аптеки с алкоголем. Началось все с того, что в аптеках продавали спиртовые настойки целебных трав и кореньев. Изначально эти настойки – бальзамы – изготавливались исключительно аптекарями. В России словом «водка» уже в XVI веке стали называть спиртовые вытяжки целительных сборов, бальзамы и многие привозные лекарства.
Довольно быстро народ на Руси признал в водке универсальное медицинское средство. Она продавалась в аптеках и отличалась от других медицинских средств непомерно высокой стоимостью. В первой половине XVII века на Руси, в Москве, была всего одна аптека, отпускавшая водку исключительно по челобитным. Также в дореволюционной России в аптеках продавались вина – они прописывались врачами как лекарство довольно часто.
Но самую большую роль алкоголь в аптеках начинал играть во времена «сухого закона». Аптеки оказывались единственным местом, продающим алкоголь. Пользовались они этим на всю катушку, несмотря на то, что не лечили этим население, а губили.
Так случилось в 1915 году в Российской империи, когда был объявлен «сухой закон». В аптеки за настойками выстраивались очереди. Аптекари поняли выгоду и, чтобы увеличить производство алкоголя, стали подделывать настойки, сохраняя только внешний вид и градус. Причем никакие угрозы властей, ограничения и штрафные санкции не могли остановить этого. За 1915 год 150 аптек Петрограда продали около 80 тысяч ведер чистого спирта.
В Америке и Канаде во времена «сухого закона» в аптеке можно было купить виски. Продавалось оно, разумеется, как медицинское средство: его прописывали от сердечных болезней.
Кола для кишечника
Как лекарство воспринимали американцы и сладкую газировку. Ту самую, которую нынешние врачи считают одной из причин растущей эпидемии ожирения и сахарного диабета второго типа. Всего сто лет назад она продавалась исключительно в аптеках.
В самом конце XIX века аптекарь Джон Пембертон придумал рецепт сиропа, предназначенного для лечения головной боли и простуд. В его состав входили настойки листьев коки и орехов кола. Пембертон разбавил сироп газированной водой – и получилась кока-кола. Напиток, который известен и популярен до сих пор. Как и его главный конкурент – пепси.
Его рецепт спустя всего десять лет после Пембертона разработал аптекарь Калеб Брэдхем. В состав напитка входили ванилин, ароматические масла и все тот же экстракт из орехов кола. А применялось такое «снадобье» как средство от расстройства кишечника.
Бизнес-ланч в аптеке
Американские аптекари вообще вели свой бизнес довольно оригинально. В начале XX века в их заведениях можно было… пообедать.
Долгое время лекарственные средства производились в самих аптеках провизорами. Но в начале прошлого столетия приготовление лекарств поставили на поток – стали делать на специальных фабриках. Поэтому большую часть заработка аптекари потеряли.
Выход был найден. Аптекари решили добавить к продаже лекарств торговлю сопутствующими товарами: мороженым, кондитерскими изделиями и прочей едой. В аптеках в спешном порядке устанавливалось подобие барной стойки с вертящимися табуретами около нее. Любой клиент за довольно небольшую плату мог получить здесь стакан содовой, кофе, тост и даже закусить жареной курочкой. Аптеки превратились по сути в смесь кафе и супермаркета с очень маленьким отделом, где продавали лекарства. К счастью, все довольно быстро вернулось на круги своя. И сейчас еда из аптеки не норма, а приятное дополнение. А обед у провизора – и вовсе нонсенс.
Наталия Кузнецова